Метадычная скарбонка

Консультация для педагогов «Организации игровой деятельности в разновозрастной группе детского сада»

Консультация для педагогов «Организации игровой деятельности в разновозрастной группе детского сада»
  В условиях совместного воспитания детей разного возраста есть много положительного и ценного в педагогическом отношении.
    Благотворное влияние общения младших дошкольников со старшими в условиях разновозрастной группы создает лучшие условия для воспитания таких качеств, как взаимопомощь, особенно помощь старших младшим, забота старших о младших, самостоятельность, дружеские отношения и коллективизм, трудолюбие, организованность и т.д. Особое  значение приобретает пример старших для малышей.

    Воспитательная работа в условиях малокомплектных детских садов  и разновозрастных групп является делом  более сложным, требующим от педагога знания  воспитательно - образовательной программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования  с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять свое внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу, направлять развитие детей  согласно целям и задачам воспитания и их возможностям.

   Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников и эффективной формой организации их жизни в детском саду является игра.

 Каковы же особенности организации  повседневной игровой деятельности дошкольников в разновозрастной группе?

    Важно правильно использовать игровое пространство групповой комнаты. Следует позаботиться о том, чтобы ничего лишнего в групповой комнате не было. Дети должны иметь больше свободного места для игр и движений.
     В организации содержательной игровой деятельности дошкольников и педагогического руководства ею в разновозрастной группе важны, прежде всего, правильный подбор, рациональное размещение и использование игрушек и пособий.

    Подбирать игровой материал (игрушки и пособия) надо в строгом соответствии с реальным составом детей в группе. Это значит, например, что в младше - средней группе должны быть игрушки, рекомендованные для детей 3-5лет. В группе, где воспитываются дети от3 до 7 лет, ассортимент игровых материалов должен быть  рассчитан на дошкольников всех возрастов.
     Игрушки и игровые материалы лучше размещать в разных местах групповой комнаты. Если позволяет помещение, надо выделить игровой уголок для малышей и место для игр старших детей (отдельно зону сюжетно-ролевых игр, зону настольно-печатных игр и конструкторов). В двух местах следует  расположить строительный материал: для маленьких – крупные, простые формы и модули, для старших, кроме того, формы долее сложные и разнообразные, мелкие. Ассортимент игрушек для малышей не должен быть большим, но желательно, чтобы каждая игрушка была в 3-5 экземплярах. Это позволит одновременно играть одной и той же игрушкой нескольким детям ( ведь малышам свойственна подражательность).

    Распределение игрушек по подгруппам весьма условно и совершенно необязательно. Запретов на пользование теми или иными игрушками устанавливать не следует, но в процессе  руководства играми чаще рекомендовать детям то, что им больше подходит по возрасту и игровому опыту.
      При организации игр в разновозрастной группе особого внимания со стороны педагога требуют старшие дети, так как постоянное общение с младшими может несколько ограничить их интересы и кругозор. Воспитательное влияние оказывается через содержание игры, через роли и ролевые отношения играющих. Выполняя в игре, например, роль мамы, ребенок проявляет заботу  о своих детях, а в роли капитана корабля – смелость, умение четко отдавать команды матросам и т.д. В связи с тем, что разные виды игр вносят в детскую жизнь свое, характерное, педагогическое руководство должно быть направлено на то, чтобы дети сами умели играть в разные игры.
     Организация содержательной, интересной  игровой деятельности для детей обеспечивается не только разнообразием  игр, но в большей мере зависит от детского коллектива, в котором протекает игра, от того, с кем ребенок играет, как вступает в игру, как складываются его взаимоотношения  с играющими товарищами. Именно в этих реальных отношениях, поступках формируется личность внутри детского коллектива.
 Педагогу очень важно поэтому внимательно изучать детское сообщество группы, руководить  взаимоотношениями детей в этом сообществе, складывающимися в процессе игры. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками  поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх.
   Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих , ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д.
     В разновозрастной группе игры могут быть не менее интересными и содержательными, чем в группах одного возраста. Наоборот, общение детей разного возраста, как уже отмечалось, несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети. Однако  педагогу необходимо думать о том, чтобы в процессе организации игр возникали и развивались правильные взаимоотношения детей разных возрастов.

     Там, где этому не уделяется должного внимания, старшие дети могут недоброжелательно относиться к малышам, не считаться с их интересами и действиями. Дети не хотят принимать малыших потому, что они мало знают и умеют, не могут быстро бегать, хорошо строить. Недоразумения и конфликтные ситуации могут возникнуть и тогда, когда старшие охотно приглашают малышей играть вместе, но не всегда могут соизмерять долю их участия в игре с имеющимися у них возможностями.

      Осуществляя педагогическое руководство играми детей в разновозрастной группе, организуя их жизнь, поступки и взаимоотношения, педагог должен исходить из того, что дети разного возраста находятся на разных уровнях овладения игровой деятельностью, у них разный опыт совместных игр и занятий. Организуя жизнь детей в разновозрастной группе, педагог должен тщательно продумывать, кого и с кем лучше объединять, на какие положительные стороны в поведении детей опираться в игре, какие отрицательные влияния предупреждать.  Взаимоотношения маленьких детей в игре лучше устанавливаются с детьми 6-7- летнего возраста, нежели с 4-5-летними. Дети 6-7 лет, чувствуя себя старшими, успешно налаживают и регулируют свои отношения с малышами, стараются научить их тому, что сами знают, и не подчеркивают очевидного для них своего превосходства. Дети 4-5 лет еще не умеют этого делать, часто жалуются педагогу, между ними и 2-3-летними детьми возникают недоразумения, ведущие к распаду игры.
Установлению положительных взаимоотношений детей в играх с правилами мешает отношение самих детей к правилам игры. Уровень игровой деятельности малыша таков, что затрудняет соблюдение правил,  а ребенка увлекает само игровое действие. Правила  - основное для старших в этих играх.  Объединение малышей и старших нецелесообразно.  Это приведет к конфликту или к нарушению правил игры. Причем, если малыши объединяются с 4-5-летними детьми, которые сами только учатся играть по правилам, возникновение конфликта  неизбежно. Старшие же дети избегают неприятностей тем, что позволяют малышам нарушать правила, хотя для себя признают их обязательными.

   Воспитывая у старших детей любовь к маленьким, умение оказать им помощь, проявить заботу, готовность уступить, в то же время нельзя допускать  постоянной опеки старших детей над младшими, когда маленький ребенок  не может и шага  самостоятельно сделать – все за него делает старший ребенок. Недопустимо внушать старшим детям, что они всегда должны помочь малышу, уступать младшим, от чего-то отказываться, приспосабливаться к его возможностям.  Надо учитывать  и интересы старшего ребенка – поиграть со своими сверстниками, удовлетворить свои личные запросы.

     Руководство самостоятельной игровой деятельностью, таким образом, требует от педагога огромного терпения и педагогического такта, умения идти от ребенка, учитывая его непосредственные побуждения и стремления, уважая его как  личность.

    Направляя детскую инициативу (даже маленький ребенок уже активная личность, индивидуально проявляющая себя во взаимоотношениях с окружающим миром), педагог имеет возможность лучше увидеть, понять и учесть индивидуальные особенности детей, найти наиболее подходящие приемы педагогического влияния, максимально активизировать и совершенствовать личный и общественный опыт ребенка, своевременно помочь ему в преодолении возникающих в данный момент трудностей.

 

Подготовил заведующий Мацкевич Е. И.

свернуть

«Варианты проведения утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»

«Варианты  проведения  утренней  гимнастики для детей дошкольного  возраста»

1.Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений

Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.

В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).

В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.

  1. Утренняя гимнастика игрового характера

Могут быть включены 2–3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5–7 обще-развивающих упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.

3.Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий

Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.

  1. Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек

Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5–7 чело век. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3–4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средне скоростью на расстояние 100–200–300 м (один два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.

  1. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров

Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.).

Подбор упражнений для утренней гимнастики. Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы).

Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм, воздействующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечнососудистой, дыхательной систем.

Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение в круг, в пары, друг за другом, подгруппами и всей группой с помощью воспитателя).

Составление комплексов утренней гимнастики. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.

При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения.

Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.

На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10–12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются

 

 

 

 

2 младшая группа

 

Комплекс с мячом  по сказке «Колобок»

  1. Жили – были дед да баба на поляне у реки

И.п. – о.с., мяч за спиной, наклон головы вправо – и.п. (4 раза)

  1. И любили очень , очень на сметане колобки

И.п. – полуприсед, 1-2 – передать мяч из руки в руку,

3-4 – и.п. (4 раза)

  1. Хоть у бабки мало силы, тесто бабка замесила

И. п. – о.с., мяч вперед «пружинка»

1 – полуприсед, мяч вниз, 2 – и.п. (5 раз)

  1. Ну а бабушкина внучка колобок катала в ручках

И.п. – стойка на коленях, мяч внизу, сед на пятках с катанием мяча между ладоней (10 раз)

  1. Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и несладкий

И.п. – сед, ноги врозь, мяч внизу, прокатывать мяч вперед – назад (5 раз)

  1. Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно

И.п. – сед, ноги врозь, мяч внизу, 1 – подбросить мяч,

2- поймать (5 раз)

  1. Мышка серая бежала, колобочек увидала. Ой, как пахнет колобочек, дайте мышке хоть кусочек.

Прыжки на двух ногах в  чередовании с ходьбой (2х10).

Дыхательное упражнение «Мышка»

1-2- вдох; выдох со  словами «пи-пи-пи»

 

Комплекс с погремушками

 

Есть веселые игрушки,

— Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

Им названье — погремушки,

—  Бом-бом-бом, бом-бом-бом!

Любят дети в них играть,

С ними прыгать и скакать!

  1. «Поиграй перед собой»

И. п.: ноги слегка расставить, погремушки за спину. Погремушки вперед, погреметь и спокойно опустить за спину. Повторить 5 раз.

  1. «Покажи и поиграй»

И. п.: ноги врозь, погремушки у плеч. Поворот вправо, показать, поиграть, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза.

3.«Погремушки к коленям»

И. п.: ноги врозь, погремушки в стороны. Наклон вперед, погремушки к коленям — выдох. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.

4.«Прыг-скок»

И. п.: ноги слегка расставить, погремушки опущены; 6—8 подпрыгиваний; 6—8 шагов со взмахом погремушками. Повторить 2— 3 раза.

5.«Погремушкам спать пора»

И. п.: ноги врозь, погремушки вниз. Погремушки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3—4 раза.

При последнем повторении упражнения — присесть на корточки, погремушки под щечку.

 

Комплекс из подвижных игр

Подвижная игра «Не опоздай!»

Инвентарь: разноцветные пластмассовые кубики в соответствии с количеством детей.

Педагог на игровой площадке по кругу раскладывает кубики и предлагает детям встать у любого понравившегося им кубика:

Ко мне, дети, подбегайте,

 Себе кубик выбирайте.

За него скорей вставайте

 И его запоминайте!

После того как дети выберут кубики и встанут за ними, педагог говорит:

По площадке разойдитесь,

 Словно птички, разлетайтесь.

Дети разходятся по всей игровой площадке, подражая руками взмахам крыльев птиц. Через 30—40 секунд педагог подает сигнал «Не опоздай!» После сигнала дети бегут к кубикам, стараясь найти свой кубик.(3-4раза)

 

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке обозначаются  обручами гнезда птичек. Дети-«птички» размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна,

Тепло и радость принесла.

Где же вы, маленькие птички —

Воробушки да синички?

Из гнезд скорее вылетайте,

Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов — «вылетают из гнезд» — и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:

Милые птички,

Воробушки да синички!

В гнездышки свои летите,

Свои крылья опустите!

Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда.(2-3раза)

 

Игра малой подвижности «Котик к печке подошел»

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с детьми. Педагог читает текст стихотворения, показывает движения, вслед за ним движения и слова повторяют дети.

Котик к печке подошел,     Идут по кругу, взявшись за руки.

Горшок каши он нашел,     Идут по кругу в другую сторону, взявшись за

руки.

А на печке калачи,             Останавливаются, поворачиваются лицом к центру

круга, хлопают в

Ох, вкусны и горячи!          ладоши. Выполняют наклон вперед, руки вперед,

ладони вверх.

Пироги в печи пекутся,

Они в руки не даются.

(1раз)

 

Комплекс без предметов

 

  1. И.п.— ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Вынести руки вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, вернуться в исходное положение (5 раз).
  2. И. п. — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).

 

  1. И. п. — ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, положить руки на колени, вернуться в исходное положение (5 раз).
  2. И. п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой паузой (2-3 раза).
  3. Ходьба в колонне по одному за воспитателем с выполнением дыхательных упражнений.

 

Средняя группа

Комплекс без предметов

 

1.«Хлопок». И.п.: - ноги слегка расставить, руки за спину.          

1 – 2 –руки через стороны вперёд, хлопнуть со словом «хлоп»; 3 – 4 –и.п. Повторить 6 раз.

2.«Птички». И.п.: то же. 1 – 3 – руки в стороны, помахать ими («крылья машут»); 4 – и.п. Повторить 5 раз.

3.«Крепкие колени». И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – 2 – наклон вперёд, ладони на колени со словом «крепкие»; смотреть вперёд; 3 – 4 – и.п. Повторить 6 раз.

4.«Часы бьют». И.п.: то же. 1 – наклон вперёд со словом «бум»; 2 – выпрямиться со словом «бом».  Повторить 5 раз.

5«Спрятались». И.п.: то же. 1 -  присесть, опустить голову со словом «спрятались»; 2 – и.п. Повторить 5 раз.

6.«Зайчик». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8 – 10 – подпрыгиваний,8 – 10 – шагов на месте.

Ходьба. Упражнение на дыхание: «Куры».

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносить «тах – тах – тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямиться, поднимают руки к плечам – выдох. Повторить 3-5-раз.

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями тах – тах (выдох),

Поднимаем руки мы к плечам (вдох).

Потом опустим  - так.

 

Комплекс с флажками

1.«Помаши». И.п.: ноги слегка расставить, флажки за спиной.

1-2-флажки через стороны вверх, помахать, посмотреть;                       

3-4- и.п.  Повторить 6 раз.

2.«Самолет делает разворот». И.п.: ноги врозь, флажки в стороны (вертикально). 1-поворот вправо; 2- и.п. То же, влево. Ноги не сдвигать.  Повторить по 3 раза.

3.«Постучи над головой». И.п.: стоя на коленях, флажки опущены. 1-2- сесть на пятки, постучать флажками над головой, потянуться, посмотреть на них;   3-4- и.п.  Повторить 5-6-раз.

4.«Покажи флажки». И.п.: ноги врозь, флажки за спину.     1-2- наклон вперёд, флажки вперёд, сказать  «вот»;  3 - 4 - и.п.   Повторить 5 раз.

5.«Приседание». И.п.: ноги – пятки вместе, ноги врозь, флажки внизу.       Присесть, вытянуть флажки вперёд, сказать «сесть», вернуться ви.п.   Повторить 7 раз.

6.«Ножницы». И.п.: ноги на ширине плеч, руки с флажками в стороны. Скрестить прямые руки с флажками перед собой, сказать «ж-ж», развести в стороны.  Повторить 6 раз.

7.«Подскоки». И.п.: ноги слегка расставить, флажки вниз.   8-10 подскоков, встряхивая флажками, и 8-10 шагов со взмахом флажков.   Повторить 2раза чередуя с ходьбой.

Дыхательное упражнение «Подуем на флажок».

 

Комплекс из подвижных игр

Подвижная игра «Слушай сигнал» Дети ходят друг за другом, по сигналу выполняют движения:

 «лягушка» - присесть, руки на пол между ног;

 «цапля» - стоять на одной ноге, руки на пояс, сохраняя равновесие;

 «мышка» - бег на носках;

 «зайчик» - прыжки на двух ногах, руки на поясе.(4-5р)

Логоритмика «Зарядка»

 Каждый день по утрам делаем зарядку                     (ходьба на месте)

 Очень нравится нам делать по порядку:

 Руки поднимать, руки опускать               (4р. через стороны руки вверх, вниз)

 Приседать и вставать                                      (приседания 4-5р)

 Прыгать и скакать                                            (10 прыжков)

Подвижная игра «Найди свой цветок»

 У детей бабочки на ленточках красного, синего, желтого, оранжевого цветов.На полу цветы соответствующих цветов. Дети бегают по всему залу, по сигналу «1, 2, 3 – свой цветок найди!» дети с красными бабочками собираются у красного цветка и т. д. Каждый раз меняем цветы местами. (3-4р)

Оздоровительная игра «Веселый мячик»

 Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч (д= 8мм). Мяч должен перекатываться из ладошек в ладошки и не упасть. Игра способствует сплоченности детей. (1-2мин)

Дыхательное упражнение «Надуй шарик»

И.п. стоя, ноги врозь, руки перед лицом, пальцы соединены в форме шара. Вдох через нос, на выдохе дуть через губы, сложенные дудочкой, направляя воздух через пальцы

 

Старшая группа

 

Комплекс упражнений с фитболом

  1. «Высоко». И.п. - стоя, мяч в руках внизу. 1-2 -руки вверх, локти вытянуть, посмотреть на мяч; 3-4 - и.п. (3-4 раза).
  2. «Шагают пальцы». И.п. - стоя на коленях, сесть на пятки, мяч справа. Перебирая мяч пальцами правой руки, прокатить его.
  3. «Насос». И.п. - сидя на мяче, руки на поясе, вдох. 1 -2 - наклон вправо (влево), на выдохе произносить звук «ш-ш-ш»; 3-4 - и.п. (3-4 раза).
  4. «Наклоны». И.п. - сидя на мяче, руки за головой. 1- наклон вправо, коснуться локтем правого бедра; - и.п.; 3-4 - то же в другую сторону (3-4 раза в каждую сторону).
  5. «Работают ноги». И.п. - сидя на мяче, руки с двух сторон на нем сбоку. 1-2- правую ногу согнуть и поставить стопой на мяч; 3-4 - и.п. То же другой ногой (4-5раз).
  6. «Катаемся». И.п. - то же. 1 - лечь животом на мяч.упор на руки и на стопы, голову держать прямо, смотреть вниз: 2-3 - удерживать равновесие; 4 - и.п. (4-6 раз).
  7. «Качели». И.п. - сидя на полу спиной к мячу, придерживая его руками. 1 - лечь на мяч; 2-3 - давить спиной на мяч - качаться; 4 - и.п. (4-6 раз).
  8. Прыжки с фитболом в руках (4-6 раз).

Ходьба вокруг фитбола.

Ритмическая  гимнастика с малым мячом

« Антошка» 

Куплет.

И.п.- стоя, мяч в правой руке. 1- руки в стороны; 2- через верх переложить мяч в левую руку; 3- в стороны; 4- и.п.                                                  4 раза

Припев.

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- поворот вправо в полуприседе, передать мяч в левую руку; 2- и.п.; 3-4 – то же в другую сторону.                                                                                      4 раза

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1- наклон вперед – вниз, переложить мяч в левую руку за левой ногой; 2- и.п.; 3-4 то же за правой ногой.                                                                                                           4 раза

Куплет.

И.п. – стоя, пятки вместе, носки врозь, мяч в правой руке внизу. 1- присесть, передать мяч в левую руку впереди; 2- и.п.; 3-4 – передать в другую руку.

                                                                                                                       4 раза

Припев.

И.п. – стоя на коленях, мяч в правой руке.1-2 – прокатить мяч вправо перед собой, сидя на пятках; 3- выпрямиться; 4-5 – прокатить мяч влево перед собой, сесть на пятки; 6- выпрямиться.                                                      4 раза

И.п. – сидя на полу, ноги прямые вместе, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- согнуть обе ноги в коленях, передать под коленями мяч в левую руку; 3-4 –то же в другую сторону.                                                                              4 раза

Куплет.

И.п. – лежа на спине, ноги вместе, согнутые в коленях, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- поднять правую ногу и передать под коленом мяч в левую руку; 2- и.п.; 3-4 – то же с другой ноги.                                                       4 раза

Припев.

И.п. – стоя, мяч в левой руке. Прыжки на 2 ногах, попеременно на правой и левой ноге под счет 1-4.

Ходьба, отрывая пятки от пола, мяч в обеих руках.

 

Комплекс «Зима»

 

  • «Подуем на снежинки»

И. п.: стоя, ноги врозь, руки сво­бодно вдоль туловища.

1 — встать на носки, руки через стороны вверх, вдох носом; 2 — опус­титься на полную стопу, вернуться в и. п., выдох.

Упражнение повторить 5—6 раз,

  • «Погреем плечи»

И. п.: стоя, ноги врозь.

1,2 — плавно руки в стороны, вдох; 3, 4 — махом обхватить себя руками за плечи, резко выдохнуть, ска­зать: «Ух!»

Упражнение повторить 6—8 раз.

  • «Покатим снежный ком»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч.

1,2 — руки в стороны, вдох; 3, 4 -наклон, наклон, не сгибая колени, опу­щенными руками движения вперед-на­зад, выпрямиться,

Повторить 6 раз.

  • «Погреем ноги»

И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

Поднять правое (левое) колено, хлопнуть по нему двумя руками, ска­зать: «Хлоп!», вернуться в и. п.

Повторить 6—8 раз,

  • «Снежинки кружатся»

И. п.: основная стойка.

Быстрый поворот вокруг себя впра­во {3—4 раза), руки в стороны, ниже плеч, пауза, вернуться в и. п. То же вле­во (3—4 раза).

И. п.; ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы сложены в замок.

Быстро наклониться вперед, проне­сти руки между ног, сказать: «Ух!», вер­нуться в и. п.

Упражнение повторить 5—6 раз.

  • Шагаем через «сугробы»

И. п.. основная стойка. Медленный шаг на месте, как мож­новыше поднимать ноги, Повторить 10—12 раз регулируя  темп дыхания.

 

Комплекс с обручем

 

1.И.п.: ноги слегка расставить, обруч за спиной. 1—2 — обруч назад-вверх, правая нога вперед на носок; 3—4 — и.п. То же, с левой ноги. Голову не опускать. Повторить по 6 раз.

2.И.п.: о.с. обруч в правой руке. 1—2 — присесть, поставить обруч на пол, придерживая, пролезть в него; 3—4 — и.п. То же, но держать обруч левой рукой. Повторить 5 раз.

3.И.п.: о.с. обруч на полу перед ногами. Стать на обод, прижимая к полу пальцы ног и пятки, пройти боком в одну (другую) сторону (круг) — и.п. Повторить 4—6 раз.

4.И.п.: сидя в обруче, ноги согнуты в коленях, упор сзади. 1—2 — ноги прямые вперед — и.п.; 3—4 — то же, повернувшись на ягодицах вправо на 90°; 5—6 — то же, еще на 90°; 7—8 — то же, еще на 90°. Голову не опускать. Повторить 3—4 раза.

5.И.п.: о.с. обруч в согнутых руках перед грудью вертикально. 1 — правую согнутую ногу вверх, оттянуть носок, обруч повесить на колено; 2 — ногу вперед, обруч в том же положении; 3 — согнуть ногу в колене; 4 — и.п. То же, с левой ноги. Повторить 4—5 раз.

6.И.п.: стоя на коленях, обруч вверх. 1—2 — сесть на пол справа, обруч к плечам; 3—4 — и.п. То же, слева. Повторить 5 раз.

И.п.: ноги вместе, обруч на полу перед ногами. 9 подскоков на двух ногах у обруча, на десятый — впрыгнуть в обруч, поворот на 180°. То же, выпрыгнуть из обруча. Повторить 4 раза, чередуя' с ходьбой.

Дыхательная гимнастика.

 

Комплекс из подвижных игр

 

Подвижная игра «Найди свое место в колонне»

Дети под марш ходят обычным шагом, под быструю музыку бегают по всему залу врассыпную. Когда заиграет марш, дети должны найти свое место в колонне.

Оздоровительная игра «Наоборот».

Дети становятся в две шеренги одна напротив другой, лицом друг к другу. Одна шеренга делает одно движение (приседают), вторая делает противоположное движение (прыгают). Тот ребенок, который перепутал движение переходит в другую шеренгу. Выигрывает шеренга, где больше всего детей. Играют2-3 минуты. (3-4р)

Подвижная игра «Ловишка, бери ленту!»

Дети заправляют цветные ленты за пояс. Ловишка без ленты. По сигналу

  «1, 2, 3- лови!  » дети разбегаются по всей площадке, ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть как можно больше лент. По сигналу «1, 2 – кончилась игра» дети останавливаются, ловишка подсчитывает ленты. Игра повторяется с другим ловишкой. (3-4р)

Подвижная игра «Море волнуется»

Дети говорят слова и делают плавные волнообразные движения руками, ходят по всему залу, кружатся. «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри!». По окончанию слов дети должны сделать фигуру и сохранять равновесие в течение 15секунд. (3-4р)

Логоритмика «На водопой»

В жаркий день, лесной тропой звери шли на водопой:

За мамой лосихой прыгал лосенок,   (подскоки, скрестив руки над головой)

 За мамой волчицей топал волчонок,        (широким шагом)

 За мамой медведицей шел медвежонок,               (на высоких четвереньках)

 За мамой лисицей крался лисенок,                                                    (крадучись)

 За мамой зайчихой прыгал зайчонок.(прыжки на двух ногах).

 

Литература

1.Крапотин А.А. Физическая  культура  детей  дошкольного  возраста: пособие / А.А. Крапотин, М.В. Чечета; Белорус.гос. ун-т физ. культуры.- Минск: БГУФК,2010

2.Машенко М.В., Шишкина В.А. Физическая  культура  дошкольника: Пособие для  педагогов  дошк. учреждений, методистов по  физическому  воспитанию.- Мн.: Ураджай, 2000

3.Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в  детском  саду. Упражнения  для  детей  3-5 лет.-М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2009

 

 

Подготовил заведующий Мацкевич Е.И.

свернуть

«Методика проведения подвижных игр и упражнений на прогулке»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития детей дошкольного возраста. Прогулка является первыми наиболее доступным средством закаливания детского организма. Онаспособствуетповышениюеговыносливостииустойчивостик не-благоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным

заболеваниям.

  Одним из  структурных  компонентов  прогулки  является организация  подвижных  игр  и  физических  упражнений.

   Основными  задачами, решаемыми  в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

1.Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями.

2.Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.

  1. Развитие физических качеств: ловкости, быстроты движений, выносливости.
  2. Воспитание самостоятельности и активности.
  3. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Успешное решение этих задач возможно  в процессе  организации подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей, требующих от них физического и умственного напряжения и нравственно-волевых качеств.

Утренняя прогулка- наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Их количество и содержание зависят от общего распорядка и могут быть различными в разные дни недели. Так, в дни  проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с  детьми организуется одна подвижная  игра и какое-либо физическое упражнение. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения.

Выбор игры  также  зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

  Вхолодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание способствует  формированию у детей

умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки. При низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры

большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда

дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить

игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший,

припевок, какого – либо текста.

   Всырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организоватьмалоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует

проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней

прогулке:

-в младших группах – 6 – 10 минут,

-в средних – 10-15 минут,

-в старших и подготовительных – 20-25 минут.

На вечерней прогулке:

-в младшихи средних группах – 10-15 минут,

-в старших и подготовительных – 12 -15минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4раза в год)

Выбор времени  проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале предоставить детям  возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

При подборе и организации игр и физических упражнений на прогулке необходимо:

  • учитывать сложность игр и упражнений, сочетание их между собой,  соответствие уровню подготовленности детей;
  • подвижные игры и упражнения должны соответствовать времени года и состоянию погоды;
  • предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;
  • предлагать детям варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
  • использовать разные способы организации детей;
  • заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
  • стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случаестановятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

При проведении подвижных  игр и физических упражнений следует использовать разные способы организации(фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом  индивидуальные особенности детей. Применение группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движения под руководством воспитателя, в то время как другие  дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений(лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и в  высоту с разбега) используется поточный и  индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочередно, а упражнение с мячами - фронтально, т.е. со всеми детьми одновременно.Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой  и повторять ее 3 -5 раз.

Если игра хорошо знакома детям, то  воспитатель предоставляет им самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточняет  правила. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты, от которых зависят ход игры и выполнение правил. При разучивании новой подвижной игры необходимо четко, лаконично объяснить ее содержание.Отдельные моменты можно показать и даже проиграть.После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес.

При организации игр соревновательного  характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности.

В процессе игры педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. 

   Помимо подвижных игр и отдельных  упражнений в основных движениях,

на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках,  скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений.

Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу

с детьми. Она направлена на закрепление, каких – либо двигательных навыков, разучивание  физического  упражнения с одним или несколькими отстающими детьми (для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через палочки). Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

 

Литература

1.Алямовсккая В. Физкультура в  детском  саду: теория  и  методика  организации физкультурных  мероприятий/ В. Алямовская.- М.: Чистые  пруды, 2005

2.Лиходиевская Т.Г. Подвижные  игры   в  детском  саду: пособие для  педагогов  дошк. учреждений / Т.Г. Лиходиеская, И.М. Ивановская. – Минск: Беларусь, 2002

3.Мащено М.В., Шишкина В.А. Физическая  культура  дошкольника: Пособие для  педагогов  дошк. учреждений, методистов по физическому  воспитанию. Мн.: Ураджай. 2000

 

 

Подготовил заведующий Мацкевич Е.И.

свернуть
поделиться в: