«Варианты проведения утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»
1.Традиционная утренняя гимнастика с использованием общеразвивающих упражнений
Во вводной части организуется непродолжительная ходьба и легкий бег, после чего дети строятся для выполнения общеразвивающих упражнений.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3–7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
В заключительной части проводится ходьба или малоподвижная игра.
- Утренняя гимнастика игрового характера
Могут быть включены 2–3 подвижные игры разной степени интенсивности или 5–7 обще-развивающих упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Можно создать целый сюжет из имитационных движений.
3.Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий
Использование полосы препятствий позволяет предлагать упражнения постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередовать физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий использованием разнообразных модулей.
- Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек
Проводится обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5–7 чело век. Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3–4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делается пробежка со средне скоростью на расстояние 100–200–300 м (один два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце предлагаются дыхательные упражнения.
- Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров
Общеразвивающие упражнения с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля» и др.).
Подбор упражнений для утренней гимнастики. Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.
Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы).
Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм, воздействующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).
Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечнососудистой, дыхательной систем.
Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение в круг, в пары, друг за другом, подгруппами и всей группой с помощью воспитателя).
Составление комплексов утренней гимнастики. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.
При составлении комплексов учитывается состояние здоровья детей, уровень их физического развития, физической подготовленности, время года, место проведения.
Один комплекс дети выполняют две недели. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускается усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, и др.
На год для каждой возрастной группы составляется примерно 10–12 комплексов утренней гимнастики, в течение года они повторяются
2 младшая группа
Комплекс с мячом по сказке «Колобок»
- Жили – были дед да баба на поляне у реки
И.п. – о.с., мяч за спиной, наклон головы вправо – и.п. (4 раза)
- И любили очень , очень на сметане колобки
И.п. – полуприсед, 1-2 – передать мяч из руки в руку,
3-4 – и.п. (4 раза)
- Хоть у бабки мало силы, тесто бабка замесила
И. п. – о.с., мяч вперед «пружинка»
1 – полуприсед, мяч вниз, 2 – и.п. (5 раз)
- Ну а бабушкина внучка колобок катала в ручках
И.п. – стойка на коленях, мяч внизу, сед на пятках с катанием мяча между ладоней (10 раз)
- Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и несладкий
И.п. – сед, ноги врозь, мяч внизу, прокатывать мяч вперед – назад (5 раз)
- Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно
И.п. – сед, ноги врозь, мяч внизу, 1 – подбросить мяч,
2- поймать (5 раз)
- Мышка серая бежала, колобочек увидала. Ой, как пахнет колобочек, дайте мышке хоть кусочек.
Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой (2х10).
Дыхательное упражнение «Мышка»
1-2- вдох; выдох со словами «пи-пи-пи»
Комплекс с погремушками
Есть веселые игрушки,
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом!
Им названье — погремушки,
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом!
Любят дети в них играть,
С ними прыгать и скакать!
- «Поиграй перед собой»
И. п.: ноги слегка расставить, погремушки за спину. Погремушки вперед, погреметь и спокойно опустить за спину. Повторить 5 раз.
- «Покажи и поиграй»
И. п.: ноги врозь, погремушки у плеч. Поворот вправо, показать, поиграть, сказать «вот». Вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 3 раза.
3.«Погремушки к коленям»
И. п.: ноги врозь, погремушки в стороны. Наклон вперед, погремушки к коленям — выдох. Вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.
4.«Прыг-скок»
И. п.: ноги слегка расставить, погремушки опущены; 6—8 подпрыгиваний; 6—8 шагов со взмахом погремушками. Повторить 2— 3 раза.
5.«Погремушкам спать пора»
И. п.: ноги врозь, погремушки вниз. Погремушки в стороны, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3—4 раза.
При последнем повторении упражнения — присесть на корточки, погремушки под щечку.
Комплекс из подвижных игр
Подвижная игра «Не опоздай!»
Инвентарь: разноцветные пластмассовые кубики в соответствии с количеством детей.
Педагог на игровой площадке по кругу раскладывает кубики и предлагает детям встать у любого понравившегося им кубика:
Ко мне, дети, подбегайте,
Себе кубик выбирайте.
За него скорей вставайте
И его запоминайте!
После того как дети выберут кубики и встанут за ними, педагог говорит:
По площадке разойдитесь,
Словно птички, разлетайтесь.
Дети разходятся по всей игровой площадке, подражая руками взмахам крыльев птиц. Через 30—40 секунд педагог подает сигнал «Не опоздай!» После сигнала дети бегут к кубикам, стараясь найти свой кубик.(3-4раза)
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
На игровой площадке обозначаются обручами гнезда птичек. Дети-«птички» размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Где же вы, маленькие птички —
Воробушки да синички?
Из гнезд скорее вылетайте,
Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов — «вылетают из гнезд» — и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:
Милые птички,
Воробушки да синички!
В гнездышки свои летите,
Свои крылья опустите!
Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда.(2-3раза)
Игра малой подвижности «Котик к печке подошел»
Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с детьми. Педагог читает текст стихотворения, показывает движения, вслед за ним движения и слова повторяют дети.
Котик к печке подошел, Идут по кругу, взявшись за руки.
Горшок каши он нашел, Идут по кругу в другую сторону, взявшись за
руки.
А на печке калачи, Останавливаются, поворачиваются лицом к центру
круга, хлопают в
Ох, вкусны и горячи! ладоши. Выполняют наклон вперед, руки вперед,
ладони вверх.
Пироги в печи пекутся,
Они в руки не даются.
(1раз)
Комплекс без предметов
- И.п.— ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Вынести руки вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, вернуться в исходное положение (5 раз).
- И. п. — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).
- И. п. — ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, положить руки на колени, вернуться в исходное положение (5 раз).
- И. п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередовании с небольшой паузой (2-3 раза).
- Ходьба в колонне по одному за воспитателем с выполнением дыхательных упражнений.
Средняя группа
Комплекс без предметов
1.«Хлопок». И.п.: - ноги слегка расставить, руки за спину.
1 – 2 –руки через стороны вперёд, хлопнуть со словом «хлоп»; 3 – 4 –и.п. Повторить 6 раз.
2.«Птички». И.п.: то же. 1 – 3 – руки в стороны, помахать ими («крылья машут»); 4 – и.п. Повторить 5 раз.
3.«Крепкие колени». И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – 2 – наклон вперёд, ладони на колени со словом «крепкие»; смотреть вперёд; 3 – 4 – и.п. Повторить 6 раз.
4.«Часы бьют». И.п.: то же. 1 – наклон вперёд со словом «бум»; 2 – выпрямиться со словом «бом». Повторить 5 раз.
5«Спрятались». И.п.: то же. 1 - присесть, опустить голову со словом «спрятались»; 2 – и.п. Повторить 5 раз.
6.«Зайчик». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8 – 10 – подпрыгиваний,8 – 10 – шагов на месте.
Ходьба. Упражнение на дыхание: «Куры».
Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносить «тах – тах – тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямиться, поднимают руки к плечам – выдох. Повторить 3-5-раз.
Бормочут куры по ночам,
Бьют крыльями тах – тах (выдох),
Поднимаем руки мы к плечам (вдох).
Потом опустим - так.
Комплекс с флажками
1.«Помаши». И.п.: ноги слегка расставить, флажки за спиной.
1-2-флажки через стороны вверх, помахать, посмотреть;
3-4- и.п. Повторить 6 раз.
2.«Самолет делает разворот». И.п.: ноги врозь, флажки в стороны (вертикально). 1-поворот вправо; 2- и.п. То же, влево. Ноги не сдвигать. Повторить по 3 раза.
3.«Постучи над головой». И.п.: стоя на коленях, флажки опущены. 1-2- сесть на пятки, постучать флажками над головой, потянуться, посмотреть на них; 3-4- и.п. Повторить 5-6-раз.
4.«Покажи флажки». И.п.: ноги врозь, флажки за спину. 1-2- наклон вперёд, флажки вперёд, сказать «вот»; 3 - 4 - и.п. Повторить 5 раз.
5.«Приседание». И.п.: ноги – пятки вместе, ноги врозь, флажки внизу. Присесть, вытянуть флажки вперёд, сказать «сесть», вернуться ви.п. Повторить 7 раз.
6.«Ножницы». И.п.: ноги на ширине плеч, руки с флажками в стороны. Скрестить прямые руки с флажками перед собой, сказать «ж-ж», развести в стороны. Повторить 6 раз.
7.«Подскоки». И.п.: ноги слегка расставить, флажки вниз. 8-10 подскоков, встряхивая флажками, и 8-10 шагов со взмахом флажков. Повторить 2раза чередуя с ходьбой.
Дыхательное упражнение «Подуем на флажок».
Комплекс из подвижных игр
Подвижная игра «Слушай сигнал» Дети ходят друг за другом, по сигналу выполняют движения:
«лягушка» - присесть, руки на пол между ног;
«цапля» - стоять на одной ноге, руки на пояс, сохраняя равновесие;
«мышка» - бег на носках;
«зайчик» - прыжки на двух ногах, руки на поясе.(4-5р)
Логоритмика «Зарядка»
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Руки поднимать, руки опускать (4р. через стороны руки вверх, вниз)
Приседать и вставать (приседания 4-5р)
Прыгать и скакать (10 прыжков)
Подвижная игра «Найди свой цветок»
У детей бабочки на ленточках красного, синего, желтого, оранжевого цветов.На полу цветы соответствующих цветов. Дети бегают по всему залу, по сигналу «1, 2, 3 – свой цветок найди!» дети с красными бабочками собираются у красного цветка и т. д. Каждый раз меняем цветы местами. (3-4р)
Оздоровительная игра «Веселый мячик»
Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч (д= 8мм). Мяч должен перекатываться из ладошек в ладошки и не упасть. Игра способствует сплоченности детей. (1-2мин)
Дыхательное упражнение «Надуй шарик»
И.п. стоя, ноги врозь, руки перед лицом, пальцы соединены в форме шара. Вдох через нос, на выдохе дуть через губы, сложенные дудочкой, направляя воздух через пальцы
Старшая группа
Комплекс упражнений с фитболом
- «Высоко». И.п. - стоя, мяч в руках внизу. 1-2 -руки вверх, локти вытянуть, посмотреть на мяч; 3-4 - и.п. (3-4 раза).
- «Шагают пальцы». И.п. - стоя на коленях, сесть на пятки, мяч справа. Перебирая мяч пальцами правой руки, прокатить его.
- «Насос». И.п. - сидя на мяче, руки на поясе, вдох. 1 -2 - наклон вправо (влево), на выдохе произносить звук «ш-ш-ш»; 3-4 - и.п. (3-4 раза).
- «Наклоны». И.п. - сидя на мяче, руки за головой. 1- наклон вправо, коснуться локтем правого бедра; - и.п.; 3-4 - то же в другую сторону (3-4 раза в каждую сторону).
- «Работают ноги». И.п. - сидя на мяче, руки с двух сторон на нем сбоку. 1-2- правую ногу согнуть и поставить стопой на мяч; 3-4 - и.п. То же другой ногой (4-5раз).
- «Катаемся». И.п. - то же. 1 - лечь животом на мяч.упор на руки и на стопы, голову держать прямо, смотреть вниз: 2-3 - удерживать равновесие; 4 - и.п. (4-6 раз).
- «Качели». И.п. - сидя на полу спиной к мячу, придерживая его руками. 1 - лечь на мяч; 2-3 - давить спиной на мяч - качаться; 4 - и.п. (4-6 раз).
- Прыжки с фитболом в руках (4-6 раз).
Ходьба вокруг фитбола.
Ритмическая гимнастика с малым мячом
« Антошка»
Куплет.
И.п.- стоя, мяч в правой руке. 1- руки в стороны; 2- через верх переложить мяч в левую руку; 3- в стороны; 4- и.п. 4 раза
Припев.
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- поворот вправо в полуприседе, передать мяч в левую руку; 2- и.п.; 3-4 – то же в другую сторону. 4 раза
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1- наклон вперед – вниз, переложить мяч в левую руку за левой ногой; 2- и.п.; 3-4 то же за правой ногой. 4 раза
Куплет.
И.п. – стоя, пятки вместе, носки врозь, мяч в правой руке внизу. 1- присесть, передать мяч в левую руку впереди; 2- и.п.; 3-4 – передать в другую руку.
4 раза
Припев.
И.п. – стоя на коленях, мяч в правой руке.1-2 – прокатить мяч вправо перед собой, сидя на пятках; 3- выпрямиться; 4-5 – прокатить мяч влево перед собой, сесть на пятки; 6- выпрямиться. 4 раза
И.п. – сидя на полу, ноги прямые вместе, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- согнуть обе ноги в коленях, передать под коленями мяч в левую руку; 3-4 –то же в другую сторону. 4 раза
Куплет.
И.п. – лежа на спине, ноги вместе, согнутые в коленях, руки в стороны, мяч в правой руке. 1- поднять правую ногу и передать под коленом мяч в левую руку; 2- и.п.; 3-4 – то же с другой ноги. 4 раза
Припев.
И.п. – стоя, мяч в левой руке. Прыжки на 2 ногах, попеременно на правой и левой ноге под счет 1-4.
Ходьба, отрывая пятки от пола, мяч в обеих руках.
Комплекс «Зима»
И. п.: стоя, ноги врозь, руки свободно вдоль туловища.
1 — встать на носки, руки через стороны вверх, вдох носом; 2 — опуститься на полную стопу, вернуться в и. п., выдох.
Упражнение повторить 5—6 раз,
И. п.: стоя, ноги врозь.
1,2 — плавно руки в стороны, вдох; 3, 4 — махом обхватить себя руками за плечи, резко выдохнуть, сказать: «Ух!»
Упражнение повторить 6—8 раз.
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч.
1,2 — руки в стороны, вдох; 3, 4 -наклон, наклон, не сгибая колени, опущенными руками движения вперед-назад, выпрямиться,
Повторить 6 раз.
И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.
Поднять правое (левое) колено, хлопнуть по нему двумя руками, сказать: «Хлоп!», вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз,
И. п.: основная стойка.
Быстрый поворот вокруг себя вправо {3—4 раза), руки в стороны, ниже плеч, пауза, вернуться в и. п. То же влево (3—4 раза).
И. п.; ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы сложены в замок.
Быстро наклониться вперед, пронести руки между ног, сказать: «Ух!», вернуться в и. п.
Упражнение повторить 5—6 раз.
И. п.. основная стойка. Медленный шаг на месте, как можновыше поднимать ноги, Повторить 10—12 раз регулируя темп дыхания.
Комплекс с обручем
1.И.п.: ноги слегка расставить, обруч за спиной. 1—2 — обруч назад-вверх, правая нога вперед на носок; 3—4 — и.п. То же, с левой ноги. Голову не опускать. Повторить по 6 раз.
2.И.п.: о.с. обруч в правой руке. 1—2 — присесть, поставить обруч на пол, придерживая, пролезть в него; 3—4 — и.п. То же, но держать обруч левой рукой. Повторить 5 раз.
3.И.п.: о.с. обруч на полу перед ногами. Стать на обод, прижимая к полу пальцы ног и пятки, пройти боком в одну (другую) сторону (круг) — и.п. Повторить 4—6 раз.
4.И.п.: сидя в обруче, ноги согнуты в коленях, упор сзади. 1—2 — ноги прямые вперед — и.п.; 3—4 — то же, повернувшись на ягодицах вправо на 90°; 5—6 — то же, еще на 90°; 7—8 — то же, еще на 90°. Голову не опускать. Повторить 3—4 раза.
5.И.п.: о.с. обруч в согнутых руках перед грудью вертикально. 1 — правую согнутую ногу вверх, оттянуть носок, обруч повесить на колено; 2 — ногу вперед, обруч в том же положении; 3 — согнуть ногу в колене; 4 — и.п. То же, с левой ноги. Повторить 4—5 раз.
6.И.п.: стоя на коленях, обруч вверх. 1—2 — сесть на пол справа, обруч к плечам; 3—4 — и.п. То же, слева. Повторить 5 раз.
И.п.: ноги вместе, обруч на полу перед ногами. 9 подскоков на двух ногах у обруча, на десятый — впрыгнуть в обруч, поворот на 180°. То же, выпрыгнуть из обруча. Повторить 4 раза, чередуя' с ходьбой.
Дыхательная гимнастика.
Комплекс из подвижных игр
Подвижная игра «Найди свое место в колонне»
Дети под марш ходят обычным шагом, под быструю музыку бегают по всему залу врассыпную. Когда заиграет марш, дети должны найти свое место в колонне.
Оздоровительная игра «Наоборот».
Дети становятся в две шеренги одна напротив другой, лицом друг к другу. Одна шеренга делает одно движение (приседают), вторая делает противоположное движение (прыгают). Тот ребенок, который перепутал движение переходит в другую шеренгу. Выигрывает шеренга, где больше всего детей. Играют2-3 минуты. (3-4р)
Подвижная игра «Ловишка, бери ленту!»
Дети заправляют цветные ленты за пояс. Ловишка без ленты. По сигналу
«1, 2, 3- лови! » дети разбегаются по всей площадке, ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть как можно больше лент. По сигналу «1, 2 – кончилась игра» дети останавливаются, ловишка подсчитывает ленты. Игра повторяется с другим ловишкой. (3-4р)
Подвижная игра «Море волнуется»
Дети говорят слова и делают плавные волнообразные движения руками, ходят по всему залу, кружатся. «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри!». По окончанию слов дети должны сделать фигуру и сохранять равновесие в течение 15секунд. (3-4р)
Логоритмика «На водопой»
В жаркий день, лесной тропой звери шли на водопой:
За мамой лосихой прыгал лосенок, (подскоки, скрестив руки над головой)
За мамой волчицей топал волчонок, (широким шагом)
За мамой медведицей шел медвежонок, (на высоких четвереньках)
За мамой лисицей крался лисенок, (крадучись)
За мамой зайчихой прыгал зайчонок.(прыжки на двух ногах).
Литература
1.Крапотин А.А. Физическая культура детей дошкольного возраста: пособие / А.А. Крапотин, М.В. Чечета; Белорус.гос. ун-т физ. культуры.- Минск: БГУФК,2010
2.Машенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физическому воспитанию.- Мн.: Ураджай, 2000
3.Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет.-М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2009
Подготовил заведующий Мацкевич Е.И.