Педагогам

Подвижные игры на площадке в детском саду летом

 

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2020/6/1165_e1ca0faa5c1d527985d465352f374363.jpg


Игры с мячом
Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания. Например, игра «Наоборот». Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий - узкий, горячий –холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более чем на 10 секунд, выходит из игры.

Летающая тарелка
Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом.

При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру Снайпер: на расстоянии 5 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы — кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.

Игры с обручем и скакалкой
Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Надувание мыльных пузырей
Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Игра с камешками
Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Подвижная игра с дидактической направленностью
Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное.

В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей.

 

Картотека летних игр

Светофорчики
После того как будет выбран водящий, все встают по одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать на противоположную сторону, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.


Дедушка Водяной
Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми или завязанными глазами: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выйди на минуточку! Поиграем в шуточку!» После чего Водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный становится «Водяным».

Плетень
В игре участвуют команды по 4-5 человек. Дети встают в шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа слева, а левую - с правой рукой соседа справа. Обе шеренги, опустив руки, идут навстречу друг другу со словами:
Раз, два, три, четыре,
Выполнять должны приказ.
Нет, конечно, в целом мире
Дружбы лучше, чем у нас!
После этого дети расходятся или разбегаются по веранде. По сигналу взрослого они должны встать в шеренги и образовать плетень. Выигрывает шеренга, выполнившая действие первой.

Удочка
Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит скакалку, которая должна проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.

Сделай фигуру
Дети бегают, прыгают по всей площадке, а один ребенок (судья) - стоит в стороне. По сигналу воспитателя «Раз, два, три - замри!» все дети останавливаются и делают «фигуру». Судья осматривает все «фигуры», выбирает ту, которая ему нравится, и этот ребенок становится судьей. Играющие останавливаются по сигналу и каждый раз изображают новую «фигуру». Судья, выбирая «фигуру», должен оценивать красиво и точно выполненное движение.

Ручеек
Количество участников - нечетное. Дети становятся в ряд парами, берутся за руки и поднимают руки над головой. Получается «коридор». Оставшийся участник, хватая за руку любого человека, стоящего в паре, пробегает с ним по «коридору», и они вместе становятся в начале. Участник, оставшийся без пары, в свою очередь проделывает то же самое. В течение игры у каждого участника должен поменяться партнер.

Коршун и клуша
Выбираются двое водящих: «коршун» и «клуша». Остальные играющие становятся цыплятами. Они выстраиваются в колонну по одному за «клушей» и крепко держатся друг за друга. «Коршуну» нужно утащить «цыпленка», а «клуша», разведя руки в стороны, защищает свое потомство. Тот, кого коршун поймает, становится водящим

Медведь на бору
Выбирается водящий - медведь, он становится в угол площадки - берлогу. Остальные играющие - дети. Они становятся на другой стороне площадки в своем доме. Пространство между детьми и медведем – бор. Дети идут в бор за грибами и ягодами, постепенно приближаясь к медведю. Во время сбора даров дети дружно говорят:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит,
И на нас рычит.
Только после последних слов медведь, который притворялся спящим, просыпается и бежит к детям, а они быстро разбегаются в разные стороны от медведя. Задача последнего - поймать кого-нибудь из детей. Пойманный становится медведем и идет в берлогу.

Найди флажок
Дети сидят на веранде, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей (Или один флажок – кто быстрей найдет). «Пора!» - говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на лавочку и игра начинается снова. Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!». Вместо словесного указания использовать колокольчик. Летом прячут флажки в кустах, за деревьями. Можно, чтоб кто-то из детей прятал, а другие искали.

Пузырь
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется. Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».
Варианты: Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит «Полетели пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет. Говорить громко, шопотом.

Лиса в курятнике
На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест (скамейку), а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется. Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!». Можно увеличить число ловишек – 2 лисы.

Лошадки
Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи бегут к конюшне и запрягают лошадей (кладут руки на плечи одной из «лошадей». Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их.

Мышеловка
Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

«Угадай, кого поймали»
Дети сидят на веранде, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.

Сова
С одной стороны площадки место для "бабочек" и "жучков". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - "бабочки" и "жучки" встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 - 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

Запретное движение
Воспитатель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещается выполнять движение «поставить руки на пояс» или «одна руки вверх». Воспитатель делает разные движения, играющие повторяют их. Неожиданно он делает запрещенное движение. Кто из играющих ошибется и выполнит его, тот делает шаг назад и продолжает игру. Победителями считаются те игроки, которые остались на своем месте.
Все играющие должны повторять движения за воспитателем. Игрок, не повторяющий движения, делает шаг назад. Упражнения следует делать быстро.
Капканы
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят – тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

свернуть

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТЫХА ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕТОМ

В летний период в детском саду особое место отводится
физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено прежде всего
тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим
дня насыщается активной двигательной деятельностью, проводимой на
открытом воздухе, появляется возможность более эффективно
использовать в системе физического воспитания оздоровительные силы
природы. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время в силу
ряда причин, в том числе экономического характера, многие родители
не могут организовать детям полноценный летний отдых, в связи с чем
эта проблема должна решаться активным участием дошкольных
учреждений.
Мероприятия активного отдыха (физкультурные досуги,
праздники, дни здоровья) в летний период должны проводиться
еженедельно. Активная многообразная двигательная деятельность
детей, длительное пребывание на открытом воздухе способствуй
укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных
возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и
навыков, развитию двигательных и психических способностей,
формированию положительных эмоциональны состояний, воспитанию
потребности в реализации двигательных возможностей.
Для рациональной организации мероприятий активного отдыха в
летний период целесообразно составить календарный план, который
обсуждается педагогическим коллективом и утверждается заведующим
детского сада не позднее чем за две недели до начала летней
оздоровительной кампании. Затем приступают к планированию
отдельных мероприятий — разработке сценариев физкультурных
досугов, праздников и дней здоровья, содержание которых строится на
основе программно-методических требований, предъявляемых к
физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому
воспитанию детей, и зависит от времени года, условий проведения, а
также от возраста и уровня подготовленности участников.
В содержание физкультурных досугов, продолжительность
которых, в зависимости от возраста детей, составляет от 20 до 50 минут,
рекомендуется включать упражнения, освоенные детьми на
физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости,
быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности (в том числе
подвижные игры, эстафеты, аттракционы).

Физкультурные праздники являются своеобразной формой
демонстрации достижений детей в различных видах физических
упражнений и проявлении двигательных и психологических качеств. На
праздниках используются не только разнообразные двигательные
задания, но и танцы, песни, стихи, загадки и т. п. Продолжительность
праздника составляет от 60 до 90 минут, поэтому при планировании
следует предусматривать такое чередование материала, которое
позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную
нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню
подготовленности детей. Рекомендуется заранее продумать формы
поощрения детей, при этом наиболее целесообразными в
воспитательном отношении считаются коллективные награды. День
здоровья характеризуется тем, что отменяются все занятия, режим дня
насыщается активной двигательной и творческой деятельностью,
целесообразно организовать и провести несложные спортивные
соревнования, туристические походы, прогулки за пределы детского
сада (на стадион, парк, в лес), физкультурный праздник или досуг.
Нередко в этот день детям в театрализованной форме сообщаются те
или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляются
гигиенические навыки.
Деятельность дошкольников не ограничивается участием в
различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях: имеют место
различные формы трудовой (коллективная уборка территории детского
сада, работа по уходу за растениями на участке и др.), а также
творческой (конкурсы танцоров, художников, певцов, музыкантов,
чтецов и др.) деятельности. При организации физкультурного досуга,
праздника, Дня здоровья для повышения эмоционального фона
рекомендуется красочное оформление мест их проведения (спортивного
зала или площадки) в соответствии с содержанием мероприятий
активного отдыха, а также использование музыкального сопровождения
и соблюдение определенных ритуалов (например, торжественных
церемоний открытия и закрытия с выносом вымпелов соревнующихся
команд, парада и представления участников, приветствия командами
друг друга и зрителей, показательных выступлений юных спортсменов
и т. п.).
Подготовка к участию в мероприятиях активного отдыха
проводится в процессе всей работы с детьми и заключается в
разучивании упражнений, подвижных игр, эстафет на физкультурных
занятиях и их закреплении во время прогулок и утренней гимнастики.
Однако некоторые игры, эстафеты и аттракционы, а также несложные
по структуре упражнения могут применяться без предварительного
ознакомления с ними, как сюрпризный момент.

свернуть

Рекомендации по проведению прогулок в учреждениях дошкольного образования в летний период

Прогулка для детей любого возраста имеет большое значение.

Для физического развития детей прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Во время прогулки дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Во время прогулки решаются задачи нравственного воспитания – знакомство с трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

Во время прогулки ребѐнок может реализовать свой внутренний потенциал двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми.

Педагогический работник заранее выносит игровой материал:

- куклы разные;

- машины разные;

- наборы для игры с песком и водой;

- реквизиты для творчества (цветная бумага, карандаши, фломастеры, краски, пластилин);

- раскраски для девочек и мальчиков;

- книги для чтения;

- спортивные атрибуты (скакалки, мячи разные по размеру, бадминтон, кегли);

- трудовое оборудование (веники, грабли, перчатки для работы в цветнике, лейки и др).

В прогулку входят пять компонентов:

- наблюдения (познавательно-практическая деятельность);

- трудовая деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- игровая деятельность (подвижные игры и физические упражнения);

- индивидуальная работа с детьми.

При планировании прогулки воспитатель дошкольного образования обязан планировать прогулку с учетом всех компонентов. Они могут проходить в любом порядке. Педагогический работник сам, решает в каком, порядке пройдут все эти компоненты при этом он учитывает индивидуальные особенности, эмоциональный настрой детей.

Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.

И так педагог с детьми выходит гулять.

Проходя к своему участку, педагог по дороге обращает внимание детей на деревья, закрепляет знания детей о деревьях. Обращает внимание на цветник, какие цветы растут их название. Так же на участке можно закрепить пройденный материал, просто понаблюдав за насекомыми, облаками, силой ветра, машинами, людьми их одеждой и др.

Придя на участок можно детям дать самостоятельно поиграть. Но есть дети, которые плохо взаимодействуют со сверстниками, и здесь воспитатель дошкольного образования должен помогать таким детям организовать сюжетно- ролевую игру.

При организации самостоятельной деятельности педагогический работник помогает детям найти и использовать в игре предметы-заместители.

Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении, какого либо материала:

- счет (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, проезжающие машины);

- знание геометрических фигур (найти похожую, найди пару, построй фигуру);

- рисования какого-либо элемента (палочкой на песке, мелком на асфальте);

- заучивания считалок, стихотворений, отгадывания загадок;

- закрепления музыкальных и физкультурных навыков;

- закрепления звукопроизношения;

- названия времен года, дней недели, названия месяцев, свой домашний адрес и многое другое.

Игровую деятельность организовывает педагог, предлагая детям поиграть в подвижные игры разной интенсивности. Во время прогулки проводится 2-3 игры высокой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности. Сначала проводиться новая игра с правилами, потом предлагается детям выбрать игру уже знакомую. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут на прогулку после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

В жаркую погоду проводятся игры с водой. Используются бессюжетные народные игры с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.. Дидактические игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем (кубики, лото).

Большое место на прогулке отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Трудовая деятельность организовывается на цветнике, огороде согласно требованиям учебной программы дошкольного образования. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель дошкольного образования следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Каждый из обязательных компонентов прогулки должен длиться от 7 до 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель дошкольного образования должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Так же воспитатель дошкольного образования обязан знакомить воспитанников с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Организация детского творчества летом»

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Организация детского творчества летом»

Изображение

Летний оздоровительный период – чудесное время для развития у детей дошкольного возраста навыков творчества. Ведь недаром дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития личности ребёнка, его психических процессов, таких как речь, мышление, память, внимание, ощущение и воображение. Детское творчество, которое представляет собой самостоятельную деятельность - это импровизация, фантазирование, создание нового и неповторимого. В своем творчестве ребёнок не только фантазирует и развивает своё воображение, он познает мир, развивает свою любознательность, интерес ко всему новому и неизведанному. Творчество – это то, что заложено в человеке с детства, важно лишь умело развивать эту присущую человеческой личности способность.

Организованная детская деятельность в детском саду предусматривает развитие творческих способностей. Летнее время, когда отсутствует систематическая непосредственно образовательная деятельность, позволяет наилучшим образом организовать данную деятельность детей. Развитие творческих способностей ребёнка – задача взрослых: родителей и педагогов.         В летний период воспитатели продолжают работу с детьми по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту, занимательные игры-головоломки, дидактические пособия (по плоскостному моделированию, наборы чертежей с разными конструкторскими задачами и пр.), Удобнее организовывать данную деятельность на верандах, в беседках, чтобы исключить потерю мелких деталей и частей.

         Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период — строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус. Дошкольники учатся умению действовать сообща, у них формируются навыки самостоятельной деятельности, гуманные чувства и положительные взаимоотношения друг с другом.  Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты. Поэтому удобными считаются небольшие переносные песочницы на ножках (1 м 20 см х 1 м 20 см, высота 50-60 см). Они могут иметь любую форму, съемные зонтики, при необходимости такие песочницы можно накрывать полиэтиленовой пленкой для защиты песка от загрязнения.

 Для детей средней группы на участке тоже используют подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать песочницы по две, поскольку дети собираются в игре в небольшие группы, начинают объединять свои постройки общим содержанием. (Например: несколько ребят в одной песочнице строят комнату, а другие в соседней — улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.)

 Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка, значительные площади для организации строительной деятель­ности (3x4 м). Ведь дети уже создают крупные, коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Ребята сами следят за чистотой песка, его подготовленностью к работе. Дети работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду играют в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без напоминания. Поэтому для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно строить различные песочные дворики прямо на земле. Обычно их размещают под деревьями, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок от пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются теневые зонты. Не устраивайте песочные дворики в постоянной тени: в прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. Кроме того, солнце — источник борьбы с различными вредоносными организмами. Приучайте ребят бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку.  

Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые вёдра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие лю­дей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеёнки, цветной плёнки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

         Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин фанеры разного размера и кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

         Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др. Детям уже можно предлагать для строительства ёмкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую плёнку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озёра, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

         Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и др.), что даёт возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т.д. Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство, объясняют, показывают приёмы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр. Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок для обыгрывания построек.

 Воспитатели стремятся применять в работе такие приёмы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоём домике?»,— спрашивают малыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» — вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) — вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.

         В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно формировать у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь!» Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий (пример: «Ходят друг к другу в гости с куклами, угощают их "пряниками", "пирожными из песка. В группах младшего дошкольного возраста педагоги развивают не только навыки индивидуальной самостоятельности, но взаимопомощи и взаимообучения: «Научи Наташу строить дорогу!» Формируют у малышей устойчивые мотивы к активной совместной деятельности (пример: сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин»).

         В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определённой самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться конечной цели. Поощряют высказывать своё мнение, выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приёмами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми. Воспитатели постоянно поощряют коллективное строительство: «Как дружно вы трудитесь! Какой красивый город построили! Хорошо бы сохранить постройку, а сегодня вечером продолжить работу, сделать пруд, пляж, посадить парк». Такие предложения служат для детей программой созидания и учат" бережно относиться к результатам общего труда.

         В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к её планированию. При этом особенно действенным приёмом в совместном строительстве больших объединений ребят является предложение детям выбирать поочерёдно бригадиров, которые учатся направлять общую деятельность к единой цели.

 Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием (кидаются друг в друга песком, валяются, закапываются и др.). Воспитатели стремятся организовать деятельность детей так, чтобы в песке кипела активная ребячья жизнь, интересная и содержательная.

 Тематика построек из песка перекликается с тематикой занятий по конструированию из строительного материала и конструкторов, что даёт возможность научить ребят строить сооружения, выполняя их из разных материалов. В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол. Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет её и делает в ней углубление совком у её основания, предлагает малышу поместить в неё собачку. Научить проводить в песке дорожку, продвигая по нему дощечку, лежащую плашмя, и слегка придавливая её к песку. После чего вместе с детьми воспитатель делает на дорожке кочки (кучки) и ямки, и постройка обыгрывается, например, с использованием народной потешки. Воспитатель продвигает по дорожке игрушку, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку — бух!»  Малышей продолжают учить приёму формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Таким образом, формуются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки (аналогично строительству дорожки). После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика, стоящих рядом, накладывается пластина). Можно научить детей строить заборчики, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно надстра­ивая сооружение в длину по направлению к себе.

         В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трёх форм разного объёма. Сначала формуется основание — самая крупная деталь, на неё водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком.

 Ребят продолжают учить самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборы, загоны и др. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки, либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой в соседний. Дети продолжают строить мебель, украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играм с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.

         Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения. Ребята приспосабливают для формовки самые различные материалы. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх).

 Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озёра. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями.

 Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.), по знакомым сказкам (например, «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева» и др.) и разыгрывать сказочные сюжеты. Детям предлагают в качестве образцов для строительства фотографии, рисунки с изображением различных сооружений.

         Летний период необходимо использовать для организации разнообразного ручного труда. У детей закрепляют имеющиеся навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги часто мастерят в присутствии детей, побуждая малышей к помощи (намазать, приложить, подержать). И тут же изготовленные атрибуты, игрушки предлагают малышам для игр.

         С детьми среднего дошкольного возраста воспитатели делают несложные игрушки и атрибуты из бумаги, тонкого картона (сумочки, коробочки, бинокли, бескозырки из коробок, катушек и пр.). Дети вырезают детали по разметкам, сделанным воспитателем, самостоятельно украшают поделки элементами из цветной бумаги, кусочков ткани.

         Дети старшего дошкольного возраста мастерят игрушки из различных материалов, бумаги, картона, поролона, проволоки, ткани и др., используя свой опыт, развивая его, приобретая новые умения.

 Педагоги поощряют стремление ребят делать атрибуты к сюжетно-ролевым играм (например, к игре «Корабль» — якорь, спасательные круги, бескозырки, сигнальные флажки, трубы и пр.), изготавливать из разных материалов кукол для театра, шить юбки, пелеринки, фартуки, шапочки, делать короны, пояса и прочие элементы, наряжаться и играть в сказки, делать в подарок малышам игрушки и атрибуты (например, изготавливать поделки из бумаги по принципу оригами, папье-маше, шить из ткани, плести из проволоки).

         Лето — благодатная пора для организации работы с природным материалом. Данная деятельность развивает у детей: интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней; эстетическую отзывчивость и художественный вкус; творческое воображение и конструкторские способности; сноровку, изобретательность; умение целесообразно и бережно использовать дары природы; трудолюбие, усидчивость, терпение.

 Благодаря работе с природным материалом ребёнок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др. Воспитатель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, а шишки, семена, листья — опавшие. К сбору природного материала воспитатель приобщает детей начиная с младшей группы. Это разнообразные шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, древесина, кора, ветки, желуди, мох, солома, трава, древесные спилы, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

 Хранится природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения ракушек, перьев, косточек, желудей, разного мелкого материала. На крышке коробки наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребёнок мог быстро найти все необходимое.

 Развивая у детей младшего дошкольного возраста интерес к природному материалу, воспитатель рассматривает его с детьми, ощупывает, обращает внимание на его красоту, соединяет детали, спрашивая малышей, на что похоже, побуждает их отбирать шишки, желуди, каштаны, прикладывать их друг к другу, накладывать, фантазировать, называя образы. Педагог мастерит в присутствии детей, просит малышей оказывать себе посильную помощь, подключает к деятельности детей старшего дошкольного возраста, вместе с ними организует игры с получившимися поделками. Например, показывает настольные театры, играет в бытовые сюжетно-ролевые игры и пр. Дети сами под руководством воспитателя смогут сделать нехитрые поделки, например, если намазать клеем внутреннюю часть половинки скорлупы грецкого ореха и надеть ее на шишку — получится грибок, а если к данной поделке приклеить бороду из мха, вставить веточки в чешуйки шишки, грибок превратится в старичка-лесовичка. Если в кусочек коры вставить палочку, а на нее надеть парус из бересты, получатся лодочка, кораблик, плот и пр.

         Осуществляя работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги закрепляют у них приобретённые навыки: знакомят с разнообразными видами природного материала, учат способам обработки, скрепления. Например, дети зачищают части отломленных веточек, придают необходимую форму коре, удаляют лишние части корешков.  Детей учат скреплять детали с помощью стержней. (Веточка заостряется с двух сторон, концы намазывают клеем, вставляют в отверстия одной детали (туловище), затем насаживают на противоположный конец другую деталь (голову) и прижимают их друг к другу.) Дети могут сделать разных птиц, животных, человечков из шишек, желудей, каштанов. Из опавших листьев, лепестков цветов, ракушек, соломки дошкольники изготавливают декоративные панно. Наклеивают детали на мешковину, рогожку, картон, фанеру, украшают коробочки, наклеивая на них узоры из бумаги или соломки.

  Детей учат при изготовлении фигурок передавать движение животных и людей, создавать различные композиции с использованием природного материала на песке, например, «Африка», «Пустыня», где дети располагают сделанных своими руками из природного материала разных экзотических животных: жирафов, слонов, кенгуру, обезьян, зарывают в песок емкость с водой — водоем, оформляют его камушками, корнями, растениями; возле водоема устанавливают крокодилов, носорогов. Для оформления композиций используют веточки, мох, емкости с водой, драпируют корнями, корой. Можно использовать перья птиц (их необходимо вымыть, ошпарить и высушить, положить в целлофановый мешок, наполнить его воздухом и ударить о край стола — перья распушатся). После чего ребята играют.

Лето — это пора цветов. Дошкольники ухаживают за цветами на газонах. Воспитатели привлекают внимание детей к их красоте и разнообразию, учат любоваться ими, различать, бережно относиться, правильно и вовремя срезать для букетов. Хорошо, если летом детей окружают цветы не только на участке, но и в помещениях детского сада тоже царит радостное, летнее настроение, которое создают красивые, со вкусом составленные букеты. Известно, что любое помещение всегда преображается, если в нем появляются цветы.

 В  учреждениях букетами украшают холлы, групповые и раздевальные комнаты, прихожие, лестничные проемы, коридоры.

 Украшая помещение, необходимо прежде всего соблюдать чувство меры. Изобилие цветов и букетов может сделать любое помещение нелепым и безликим. В оформлении букета большое значение имеет подбор соответствующих ваз, кашпо, подставок. В дошкольных учреждениях широко применяют керамические изделия, стеклянные и пластмассовые вазочки, плошки, тарелки, розетки, подносики, корзиночки разной формы и размера. Для высоких, и стройных цветов хороши вазы конической формы. Для невысоких, низкорослых подходят невысокие и плоские. В низких вазах цветы размещают асимметрично, используя стебли разной высоты. Цветы в букете располагают просторно, чтобы каждый цветок был виден.

         Составляя композиции из цветов, постарайтесь всякий раз привлекать ребят. Ведь это занятие имеет большие возможности для эстетического воспитания. Опыт работы с детьми по обучению аранжировке букетов подтверждает, что дошкольники эмоционально откликаются на красоту, интуитивно чувствуют несовместимое, лишнее и благодаря фантазии и образному мышлению способны испытывать чувство наслаждения от любования цветами, желание создавать прекрасное. Дошкольники довольно тонко чувствуют настроение композиций и умеют давать им образные названия, порой даже более подходящие и неожиданно меткие, нежели когда это делают взрослые.

  Не все цветы уживаются в одном букете с другими. Чтобы цветы дольше сохраняли свою свежесть, можно класть в вазу таблетку аспирина и уголь. Аспирин окисляет воду, а уголь обладает антисептическим действием. А вот сахаром увлекаться не следует. От него в воде быстрее размножаются микроорганизмы, способствующие гниению. А если его используют при изготовлении питательной смеси, то обязательно в сочетании с какой-либо кислотой (лимонной, яблочной). Например, для сирени, гладиолусов, нарциссов, флоксов, пионов, гвоздик, тюльпанов смесь готовят из следующих компонентов: один литр кипяченой холодной воды, две столовые ложки сахара, пол чайной ложки кислоты.

         Рассмотрим некоторые методы и приёмы, применяемые в работе с детьми, направленные на развитие у них эстетической отзывчивости, желания создавать композиции, познавать секреты и законы аранжировки.

 Самый действенный приём, позволяющий привлечь внимание детей, — это работа воспитателя в их присутствии. Педагог спокойно, неторопливо начинает любоваться цветами, при этом ласково разговаривает с ними, показывая детям, что данное занятие доставляет ему эмоциональное наслаждение. Затем постепенно начинает приобщать к своей деятельности ребят: «Посмотри, Светочка, какие нежные лепестки у этой лилии», «Давайте подберём для этих цветов вазочку. Поставим сначала в эту, а теперь в эту (две абсолютно разные по форме, материалу, величине, цвету вазы). Как вы думаете, в какой вазочке данным цветам больше нравится?» Детям показывают и объясняют, почему нужно наливать неполную вазу. (Цветок «пьёт» воду только кончиком стебля.) Если наливать много воды, стебли гниют. Показывают способы обрезки стеблей (секатором срезают под углом). После этого целесообразно научить детей составлять простой классический букет. Самый крупный цветок на длинном стебле — папа. Он устанавливается прямо и его «голова» смотрит чуть налево. Мама пониже папы, стоит чуть позади, но при этом обязательно поглядывает на папу. Ребенок — это самый низкий цветок, он стоит впереди папы и мамы и смотрит на обоих, но при этом немножечко больше на папу. Чтобы цветам было уютно в их доме-вазе, желательно дополнить композицию зеленью (веточками, листьями любого размера и формы, разместив их так, чтобы не заслонять цветов, соблюдая при этом чувство меры). Детям показывают и рассказывают, что понятие букет вовсе не означает, что в нём много цветов. Композиции бывают и из одного цветка. Главное в том, чтобы подобрать к цветку красивые сочетания из веточек, корешков, камней, листьев, мха.

 Испытанным методическим приёмом является игра «Что здесь лишнее?» Воспитатель, составляя букет, намеренно приставляет, прикладывает детали, которые в конкретном случае выглядят нелепо и портят композицию. Например, в глиняном горшочке размещает ромашки, любуется скромной красотой букета, затем ставит в середину или розу, или крупный георгин, или гладиолус. Спрашивает детей, красивее ли стал букет, что в нём лишнее. После ответов детей педагог устанавливает в середину букета василёк. Спрашивает ребят: «Мешает ли он ромашкам? Или пусть с ними дружит?» — «Пусть дружит!» — отвечают дети. Научите детей составлять миниатюрные букетики, которые можно подарить маме, товарищу в день рождения, украсить ими праздничный стол. Для такого букетика подойдут любые некрупные цветы: маргаритки, бархатцы, даже одуванчики. Для одного букетика достаточно одного цветка (стебелек короткий). Важно подобрать оформление к цветку: оригинальный по форме листочек, ажурная трава, злаки. Стебельки подрезают, из полиэтиленового пакета вырезают кружок, смачивают кусочек ваты, обертывают им стебельки и сверху оборачивают их пленкой, после чего связывают тонкими ленточками (можно несколькими и разного цвета) и завязывают бантик. Детям предлагают догадаться, для чего кончики стебельков нужно обертывать мокрой ватой.

Рассмотрим детальней основные методы и приёмы, о которых необходимо знать, чтобы правильно организовать детскую деятельность, предусматривающую развитие творческих способностей детей.

  • Развивайте детскую любознательность посредством наблюдения за окружающим миром, за изменениями в природе летом. Обращайте внимание детей на животных, птиц, насекомых, на то, какие изменения произошли в неживой природе. Стимулируйте интерес ребёнка, критическое мышление, проявляющиеся в непрерывных вопросах «почему» и «зачем».
  • Развивайте творчество посредством развивающих игр, способствующих поиску детьми новых решений. Лучший пример подобных игр - конструктор и мозаики.
  • Активно формируйте у ребёнка желание самостоятельно рисовать, лепить, вырезать из бумаги. Используйте как можно больше нетрадиционных форм и подходов при организации подобных видов деятельности. Это может быть и рисование пальцами, оттиск, пластилинография, создание фигур оригами.
  • Проводите опыты с песком, глиной, водой. Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей понимания причинно-следственных закономерностей, развивает логическое мышление и расширяет кругозор.
  • Больше читайте с детьми, подбирая сказки, стихи и рассказы согласно возрасту и интересам ребёнка. Книга – лучшее средство развития фантазии и воображения.
  • Устраивайте постановки сказок, отрывков из рассказов. Театрализация – путь к развитию эмоционального-волевых качеств ребёнка, его артистических способностей, развитию речи.
  • Слушайте больше детских песен и пойте вместе с ребёнком. Включайте элементы музыки в другие виды деятельности: ставьте классическую (или любую успокаивающую) музыку, создавая с ребёнком поделки, организовывая процесс рисования и лепки, используйте логоритмические упражнения и игры.

Следует помнить, что развитие творческих способностей ребёнка, как и процесс воспитания – это непрерывный процесс, и чем лучше будет организована деятельность, направленная на развитие креативной личности, тем богаче и ярче будет активная детская деятельность, и вместе с тем – и личность самого ребёнка.

Литература: Интернет-ресурс

свернуть

Консультация для педагогов «Организация наблюдений в живой и неживой природе»

Консультация для педагогов «Организация наблюдений в живой и неживой природе»

Изображение

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление, речь, требуется устойчивое внимание.

Цели и задачи наблюдений в летний период

  • развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, анализировать характерные изменения в живой и неживой природе в летний период времени;
  • формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение;
  • развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с природой, развитие способности любоваться красотой летней природы.

Летом дети большую часть проводят на улице, на участках, поэтому педагоги организуют различные мероприятия, которые помогают им углубить и расширить знания о живой и неживой природе путём наблюдений, экспериментальной деятельности, использования трудовой и игровой деятельности, произведений художественной литературы…

Прогулки помогают накопить у детей представления о различных явлениях природы; воспитать в детях любознательность, наблюдательность; доставить детям удовольствие от общения с природой. Поэтому педагогу при проведении прогулок важно не только учитывать возраст и интересы детей, но и творчески подходить к организации прогулок.

Каждая прогулка должна содержать наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, чувство красивого;

Наблюдения организуются педагогом при ознакомлении детей с растениями, животными, погодой и т. д. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Для того, чтобы наблюдения привели к формированию правильных представлений, педагог должен руководить им. Руководство осуществляется путем объяснения детям цели наблюдения и постановки перед ними вопросов, направляющих их внимание на характерные особенности предмета или явления.

Организация наблюдений в летний период дает возможность последовательно формировать знания, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.

Наблюдения, проводимые под руководством педагога, формируют систему элементарных знаний у детей в соответствии с требованиями учебной программы, в определенной последовательности развивают их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений у ребят накапливается личный опыт.

 

Наблюдения

за объектами живой природы

  1. Наблюдения за растениями

 На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья  различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах – множество цветовЛуговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные – земляника, черника, малина, голубика; ядовитые – волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.

 Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.

  1. Наблюдения за животными

 Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов.  Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

  1. Наблюдения за птицами

 Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.

  1. Наблюдения за насекомыми

 Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей,  муха,  жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы.   Дать понятие «хрупкая»,  мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов.  У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук.  Предложить детям послушать  стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы.  Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.

Наблюдения

за объектами неживой природы

  1. Сезонные и погодные явления

 Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха.  Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное.  Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы.  В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы.  Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает  вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.

  1. Вода, песок, глина, камешки, ракушки

 Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.

  1. Наблюдения за трудом взрослого

 Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая.

  1. Наблюдения за жизнью улицы

 Отметить, что на улицах можно увидеть много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре.

 В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть красоту природы родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время деятельности необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней — так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.

Литература:

Учебная программа дошкольного образования - Мн., Нац.инс-тобр-ия, 2022

Интернет-ресурс

свернуть
поделиться в: